Где рождается интерес к инвестициям и как развить системность?
Давайте знакомиться!
Рассказ о порядке в личных финансах и антихрупких системах я начну с того, что представлюсь: откуда я родом, где училась и чем занимаюсь сейчас, чтобы было понятно, кто ведет разговор.
Меня зовут Виктория Староватова, я инвестор, создатель проекта Capital Acceleration Systems, основатель Фонда инвесторов, меценатов и благотворителей, мама троих детей.
Я – инвестор, предприниматель, меценат и просто человек с большой мечтой. Я изучаю законы формирования и роста капитала и создаю антихрупкие финансовые системы, способные пережить любой шторм на рынках капитала. Живу идеей о том, что мы можем изменить культуру и экономику потребления и прожигания, если вместо суеты выберем опираться на долгосрочные стратегии.
Вместе с моим партнёром Ольгой Атражевой я развиваю проект Capital Acceleration Systems (именно отсюда происходит аббревиатура CAS, которую я буду использовать для философии антихрупких финансовы систем). Мы консультируем и сопровождаем начинающих и бывалых инвесторов, помогаем создать и настроить антихрупкую финансовую систему, навести порядок в финансовой сфере. Я оказываю поддержку предпринимателям, консультирую по вопросам стратегического маркетинга и менеджмента, финансового учета, владельческого контроля.
Своё призвание я вижу в том, чтобы популяризировать свой практический опыт и знания по управлению финансами и личной эффективностью, чтобы помогать людям в достижении их больших целей. Для этого вместе с Ольгой мы создали проект “Дом CAS-инвестора”. Это пространство для общения, где можно напитаться идеями, обменяться мыслями, узнать что-то новое и системно сверяться со своими инвестиционными целями.
Помимо финансов, у меня много интересов и проектов. Например, “Фонд инвесторов, меценатов и благотворителей”, в котором мы растим целевой капитал с пассивным доходом для поддержки социально-значимых проектов, близких нам по духу. Мы поддерживаем людей и проекты, которые ведут осознанный поиск новых смыслов в лидерстве через историю российского предпринимательства, создание и развитие своего Дела Жизни и поддержку образования, культуры и искусства.
Также я курирую проект «1-е Альтернативное образование по Л.С.Выготскому», продвигаю детскую инновационную образовательную программу «Золотой Ключик». Почему я это делаю? Потому что понимаю: наследие выдающегося российского ученого Л.С.Выготского и самоотдача педагогов делает наших детей счастливыми, всесторонне образованными, самостоятельными, мыслящими и любящими.
А дома всё просто и душевно: вместе с мужем воспитываем двух сыновей и дочку, бабушки и дедушка очень помогают. Путешествуем, встречаемся с друзьями, практически постоянно чему-то учимся, ездим на дачу, ходим в театры и в кино, любим посидеть в уютном кафе с хорошей кухней.
Как складывалась моя системность
Я родилась в Багдаде – родители работали там в посольстве. Мой отец - дипломат, много лет проработал в арабских странах (Ирак, Иран, Йемен, ОАЭ), а мама - медик. Я с ними объездила много стран.
Ирак практически не помню. Только то, что рассказывают родители. В Иране была война, детей брать с собой не разрешали, и я 3 года (со второго по пятый класс школы) жила в Москве с бабушкой и дедушкой, а к папе с мамой ездила только на лето, когда это было разрешено.
В 1991 году, когда я была еще маленькой девочкой, произошло событие, которое произвело на меня очень большое впечатление. Моя бабушка рассказывала, что в свое время они с дедушкой открыли для меня и моей двоюродной сестры сберегательную книжку со вкладом 10 тысяч рублей. По её расчетам, к нашему с сестрой совершеннолетию вклад должен был превратиться в очень крупную сумму, которой хватило бы, наверное, на обучение или еще на что-то значимое.
Но этот замысел не сбылся – случилась деноминация рубля, и все сбережения «сгорели». Бабушка с дедушкой, конечно, были расстроены. А я тогда начала задавать себе вопросы о роли государственных гарантий в накоплениях граждан, о доверии к банкам и вообще о финансовой безопасности, что повлияло на формирование моего отношения к этому вопросу.
Потом был Йемен, город Сана. Посольская школа была до 6 класса, а я была старше – 8-9 классы. Тогда я начала учиться сама: взяла с собой учебники, занималась дома, а в школу ездила писать контрольные и сдавать зачеты. Это было несложно, мне нравилось самой регулировать нагрузку, поэтому я решила уплотнить график и закончить два класса за один год. Получилось! Приехала в Москву, сдала выпускные экзамены. Золотую медаль не дали, потому что экстерном “не положено”.
Позанималась месяц на подготовительных курсах по обществознанию и в 15 лет поступила в Университет дружбы народов на факультет социологии. Там параллельно получила две специальности: магистр социологии и переводчик английского языка. Вдобавок во время учёбы закончила курсы бухучета – как чувствовала, что пригодится в будущем.
Не гуманитарная наука
Социология – удивительная дисциплина, которая соединяет логику, статистику и математические методы с совершенно гуманитарными: обществознанием, философией, культурологией и лингвистикой. В самой социологии масса специализаций: гендерная социология, социология рекламы, труда и т.п. Поэтому когда у меня спрашивают, работаю ли я по специальности, я отвечаю утвердительно.
В университете я познакомилась с очень интересным преподавателем по математическим методам статистики, Валентиной Михайловной Кузнецовой. Этой фееричной женщине было слегка за 60, но она всегда бесподобно выглядела, так что нельзя было дать ей больше 35 лет. Пусть её предмет нельзя назвать самым интересным, но она очень увлекательно рассказывала и приводила примеры из жизни.
Когда зашел вопрос о деньгах, она поделилась с нами одним из способов управления личными финансами – экспериментом «Конверты». Его суть в том, что весь ежемесячный доход (заработная плата, стипендия и т.п.) необходимо разделить на пять частей и разложить в пять конвертов. Почему именно пять? Ответ простой: в календарном месяце в среднем четыре с половиной недели, округляем для простоты до пяти.
Основное правило: в течение недели можно тратить деньги только из одного конверта. По окончании первой недели все нерастраченные средства нужно оставить в первом конверте и его отложить. На второй неделе в ход идёт второй конверт и так далее. По итогам месяца окажется, что в каждом конверте остаётся хотя бы чуть-чуть неиспользованных денег. По итогам эксперимента – первые сбережения, навык экономии и понимание, что от некоторых расходов можно безболезненно отказаться.
Этот эксперимент с конвертами в перерывах между объяснениями нудных теорий статистики оказал большое влияние на меня как инвестора. Я до сих пор периодически пользуюсь его несколько модернизированной версией и рекомендую друзьям и знакомым. Сегодня этот метод можно осуществлять, разбивая расходы не по неделям, а, например, по нескольким крупным категориям (питание, обучение, здоровье) и используя, как вариант, различные счета в банках.
Интерес – прекрасная отправная точка для любого начинания. Поступив в университет, я захотела стать самостоятельной: готовить себе самой, хозяйство вести и зарабатывать. Поэтому я начала работать со второго курса. Сначала преподавала английский на курсах. Причем, не простой, а со специализацией на банковской сфере и бизнесе. Для этого мне пришлось сначала прочесть несколько книг, чтобы разобраться в сложной терминологии, понять самой, как устроен бизнес, финансы и банковская деятельность, чтобы потом все это преподавать на английском языке. Таким образом постепенно в моей жизни появлялась тема денег и бизнеса.
В Дубае, когда была на каникулах у родителей, работала переводчиком в строительной компании и ассистентом директора в торговом представительстве. Тогда-то я и решила, что иностранный язык – это всего лишь инструмент общения, а работать лучше в какой-то более прикладной сфере.
В поисках призвания по совету всё той же Валентины Михайловны я закончила курсы по бухгалтерскому учёту, которые она вела вне университета. Это было что-то фантастическое. На реальных примерах из жизни она подробно объясняла все хозяйственные операции, рассказывала, как их отражать в балансе, как считать налоги и оптимизировать их выплаты. Полученными тогда знаниями я всю жизнь активно пользуюсь.
Это безусловно повлияло на практику формирования пассивного дохода, поскольку я получила представление о том, как работают деньги, а для инвестирования необходимо понимать устройство финансов, знать бухгалтерский и финансовый учет, планирование. Я настоятельно рекомендую всем желающим начать создавать пассивный доход, найти такого же увлеченного своим предметом преподавателя и прослушать курс по бухгалтерскому учету.
Пассивный доход не создается в один день, он требует тщательной подготовки. Лично мне понадобилось более десяти лет, чтобы начать реализовывать свои идеи, к которым меня подтолкнули определенные события в моей жизни, люди, с которыми я встречалась, учебные заведения, где я училась, полученный опыт и различные книги.
Управляешь людьми – понимай финансы
В 1998 году я нашла работу менеджером по персоналу в российской инженерной компании. В Университете я прослушала много курсов по социальной психологии, социологии управления, рекламы, труда, игротехникам, социометрии – в общем, масса увлекательных и востребованных тем в сфере HR.
Совсем скоро мне стало понятно, что в небольшой организации невозможно заниматься только персоналом, не понимая механизма обращения денег внутри. И с этого началось постоянное обучение: менеджмент, продажи, оптимизация бизнес-процессов, стресс-менеджмент.
Достаточно быстро мы стали открывать дополнительные филиалы, оптовое направление, выстраивали центры прибыли практически из всего, что можно было сделать. Компания занималась инженерными системами, и мы создавали независимые бизнес-единицы по разным направлениям, чтобы каждое из них приносило прибыль. Это был очень важный и полезный для меня опыт в бизнесе.
Когда я поняла, как это работает на уровне компании, я стала спрашивать себя: «А что нужно сделать, чтобы настроить постоянный прирост в личных финансах?» Поиски постепенно привели меня к теме изучения законов капитала и пассивного дохода. В 2007 году мне рассказали о книгах Роберта Кийосаки. Скажу честно, я довольно скептически отношусь к разрекламированным авторам, поэтому долго не бралась за чтение. Но когда после настоятельных рекомендаций друзей и знакомых я прочитала его книгу «Отойти от дел молодым и богатым», я поняла, что действительно есть подход, способный кардинально изменить привычные паттерны в финансах и в жизни. После неё книга «Богатый папа, бедный папа» показалась мне даже несколько примитивной.
При прочтении таких книг часто возникает внутренний протест, сопротивление: так не бывает, это не про нас, так не работает. Но при дальнейшем обдумывании ситуации и поиска возможностей, решения обязательно находятся. Игра Кийосаки «Cashflow» с различными примерами и задачами из жизни помогает понять и почувствовать, о чем идет речь в его книгах.
В кризисном 2008 году я пошла учиться на Executive MBA в МИРБИС, занялась изучением инвестиционных и антикризисных стратегий, управлением личными финансами. В 2009 году после прочтения множества книг и штудирования разных курсов, я определила свои цели, выстроила понятный мне финансовый план, стала постепенно его реализовывать и поняла, как это работает.
Сейчас семейный инвестиционный портфель, который я начала выращивать в 2008 году, успешно работает и позволяет нам давать образование детям, путешествовать, помогать родителям и идти к большим целям.