Большие капиталы зарабатывают, чтобы передать потом детям? Отнюдь не риторический вопрос, как может показаться. Микро и макро-скандалы вокруг наследства случаются постоянно. То дети не оправдали ожиданий родителей, то родители повели себя как деспоты. Недаром сейчас набирает силу тренд передачи состояний на благотворительность. Но неужели все так плохо?
КАПИТАЛ XXI ВЕКА:
как сохранить преемственность
и не испортить ребенка деньгами
За последние 100 лет мир глобально изменился. Изменилось все: отношение к образованию, труду, производство материальных благ, семейные устои, вопросы веры и религии. А что происходит в родительско-детских финансовых отношениях? Как сейчас решаются вопросы с семейным наследием? Давайте попробуем разобраться.
КОГДА
КАПИТАЛ = БИЗНЕС
Раньше аристократы, промышленники, купцы – все те, у кого была возможность создать капитал, исправно это делали, мечтая, что их наследники будут жить в достатке. Как будто действовала программа, обусловленная как генетическим стремлением к благополучию своего рода, так и социально-экономическими условиями.
Нацеленность на то, чтобы создать-сохранить-передать капитал была настолько доминирующей, что как в зеркале отразилась даже в литературе. Двадцатишестилетний Томас Манн в одночасье стал известным писателем, когда его роман «Будденброки: Распад одной семьи», рассказывающий о расцвете и закате богатого семейства любекских купцов, вышел в 1901 году в Германии. Бальзак, Голсуорси, Драйзер — в основе их романов лежали героические усилия по накоплению капитала, страсти, витавшие вокруг получения наследства, продолжения семейного дела и не менее героические усилия наследников по проматыванию семейных состояний. В России происходило то же самое: Демидовы, Третьяковы, Мамонтовы – династии, возникшие в 18-19-м веках, сталкиваясь с вопросами наследия и наследников, не всегда достойно переживали это столкновение.

На мой взгляд, тут сыграли роль две причины.

Во-первых, очень часто вместе с капиталом по наследству переходило и дело, благодаря которому он возник. Так вместе с деньгами наследники получали и обязательства. Хорошо, если у них был интерес к продолжению семейного дела, а если не было?

Случалось, что такие истории заканчивались «добром». Например, наследники демидовского состояния, да и то после вмешательства императрицы Елизаветы, разделили его поровну между тремя братьями. Прокопий и Григорий к металлургии были равнодушны и свои капиталы тратили на науку и благотворительность, и только младший, Никита, продолжил отцовское дело.

Гораздо чаще возникали конфликты. И вовсе не потому, что наследники оказывались вертопрахами, просто их интерес лежал совсем в другой сфере, а в семейном бизнесе они оказывались, говоря по совести, по принуждению.

Во-вторых, сам капитал, в основном, представлял собою средства, вложенные в дело, недвижимость, производственные мощности. Это не акции, облигации и прочие быстро конвертируемые активы, которые легко использовать так, как захочется наследнику. Наоборот, это махина, которой необходимо управлять.

Прошло чуть больше 100 лет. И изменилось чуть меньше, чем все.

Капитал, необязательно многомиллионный, теперь могут создать не только представители высшего сословия, люди с талантом и деловой хваткой или те, кому удалось ухватить удачу за хвост. Капитал перестал быть привилегией избранных. Создать его теперь по силам и обычному среднему классу, освоившему принципы финансовой и инвестиционной грамотности.
Капитал теперь не обязательно требует наличия какого-то физического дела. Он может создаваться путем выбора грамотных финансовых инструментов, инвестирования в чужое дело, чужую недвижимость, так называемое asset allocation. Таким образом, им легко управлять, легко использовать, он становится мобильным.
Создание капитала стало более предсказуемым и управляемым процессом. Инвесторы накопили достаточный массив данных, чтобы прогнозировать вероятные диапазоны доходности и темпы роста капитала, рассчитывать стратегию вложений, не бросаться в авантюры, надеясь на авось.
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС
В 2010 году инвестор Уоррен Баффет совместно с Биллом и Мелиндой Гейтс запустил кампанию Giving Pledge (Клятва дарения). Их вдохновила деятельность известного филантропа, основателя магазинов Duty Free Чака Фини, который 40 лет шел к одной цели — потратить все свое многомиллиардное состояние на благотворительность. Смысл инициативы Giving Pledge в том, чтобы побудить самых богатых людей и их семьи пожертвовать большую часть своих состояний на благотворительность в течение своей жизни или в своих завещаниях. Их призыв мог показаться экстравагантным, но на него откликнулись. За 10 лет к инициативе присоединились почти две сотни миллиардеров и состоятельных людей.
Конечно, филантропия и собственные благотворительные фонды — это способ защиты капитала и возможность избежать налога на наследование. Возникают некоторые ограничения на использование капитала, но все определяется договором между реальным бенефициаром и номинальным. Однако, это не отменяет позитивного посыла в целом. Марк Цукерберг после рождения дочери заявил, что собирается пожертвовать 99% своих акций Facebook «на продвижение человеческого потенциала и содействие равенству». В России к «Клятве дарения» присоединились Владимир Потанин и Юрий Мильнер, Михаил Фридман и Александр Мамут. Дмитрий Зимин, основатель фонда «Династия», оставил в наследство семье меньшую часть состояния, выделив большую в пользу благотворительности. По словам Зимина «бизнес по наследству навязывать нельзя, а просто передать деньги детям — значит погубить их».

Пессимистичное видение Дмитрия Зимина имеет основания. Американская консалтинговая компания Williams Group исследовала истории семей с состоянием более трех миллионов долларов и выяснила, что их наследники спускают накопленное непосильным трудом родителей в среднем за... 19 дней. В итоге две третьих опрошенных не верят в способности своих детей сохранить наследство.

Российское наследственное право, конечно, отличается от американского, но проблемы у богатых родителей все те же. Людмила Айвар, адвокат, специализирующийся на наследственных делах, приводит в интервью «Российской газете» показательный пример: «профессора, видные деятели российской науки всю жизнь собирали библиотеку редчайших книг. Их наследник прогулял все в рекордные сроки. Это чисто психологический момент: жить в академической обстановке, среди картин и дорогих книг - еще нужно уметь. А этот молодой человек? Он ведь сам не зарабатывал на книги, которые собрали его родители, он не понимал ни того, сколь любовно они подобраны, ни того, насколько они редкие. Он даже не представлял, сколько они могут стоить».

Но не будем рисовать перспективы наследования семейного капитала исключительно в мрачных красках.
ПРОСТРАНСТВО ВАРИАНТОВ
Можно пойти западным путем и сформулировать такие условия передачи капитала наследниками, при которых у них не было бы шанса пустить его по ветру. Такой путь жестких инструкций и контроля.
Но я не готова его рассматривать для себя и своей семьи. Во-первых, в российском законодательстве нет таких норм, которые позволили бы ставить условия при наследовании. Ты либо наследуешь капитал, либо нет. Но даже если бы они были, то я бы ими не воспользовалась, поскольку верю в другой путь – путь воспитания, уважения и осознанности. Ведь мы передаем не только капитал в виде денег, но и нематериальный капитал – мышление, ценности, знания, умения, которые дети перенимают от нас.

На мой взгляд, в России сейчас сложилась беспрецедентная ситуация. У нас нет таких традиций и моделей преемственности капитала как на Западе. Из собственного исторического опыта мы тоже мало что можем почерпнуть, потому что почти 80 лет даже высокопоставленные родители могли обеспечить детей только квартирой, машиной, местом в престижном вузе и некоторой суммой денег на сберкнижке.

Даже сейчас, разговаривая со своими клиентами, я вижу опору на этот опыт. Когда речь заходит о целях создания капитала, то они всегда включают в себя финансирование качественного образования детям и обеспечение им «стартового капитала» — в виде квартиры, машины, «подъёмных». А вот следующий шаг — вовлечение в бизнес, если он есть, или научение принципам управления капиталом, семейными фондами — дается с большим трудом или не делается вообще.
Между тем, это именно тот принцип, в который я верю больше всего. Воспитывать детей, разговаривать с ними, доверять, показывать цену и ценность денег, показывать важность больших целей – вот тот путь, в который я верю!

Виталий Королев дал меткое определение капиталу, который впервые был создан человеком или семьей – «сиротский». Определение не очень приятное, но довольно точное. Автор проводил параллель с послевоенными сиротами, которые росли в детдомах, но при этом должны были стать примерными семьянинами. В какой-то степени все мы – те, кто впервые создал в своей семье капитал, – оказались в этом же положении. Мы хотим обеспечить его преемственность, хотим оставить своим детям наследие, которое будет их поддерживать и помогать развиваться, реализовывать свои мечты, а не станет клеткой или, еще хуже, не погубит их.
Я начала с того, что изменились способы создания капитала и форматы его сохранения. Но этого мало. Нужно менять весь подход к управлению деньгами семьи. Проблемы при наследовании возникают тогда, когда дети ничего не знают про то, как родители создавали семейный капитал, для чего, какие у них планы на эти деньги, как они ими управляют. Если вовлекать ребенка в этот процесс с детства, то ему будет гораздо проще разумно распоряжаться доставшимися по наследству средствами.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Когда мы говорим «передать семейный капитал», мы говорим не только о деньгах, но и о передаче образа мышления внутри семьи. Родители, на самом деле, могут сделать очень многое, чтобы сформировать у детей правильное отношение к финансовому вопросу:
говорить о том, откуда берутся деньги
зачем нужно много денег
на что их можно потратить кроме материальных потребностей
ради чего нужна дисциплина в накоплении
что можно купить за деньги, а что – нельзя
как поступают те, у кого много денег
говорить о потреблении и тратах, разумных и нет
обсуждать сохранение и преумножение ресурсов, не только личных, но и планеты
Если ваши дети уже школьники или подростки, я предлагаю попробовать такой план действий.
Если ваши дети уже школьники или подростки, я предлагаю попробовать такой план действий.

Обсуждать с детьми финансы

Исследования Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы СКОЛКОВО показывают, что 70-80% наследников плохо представляют, из чего состоит благосостояние семьи, не обсуждают в семье вопросы управления деньгами или делают это «редко», не знают о плане преемственности, либо не знают, в чём он состоит.

Я глубоко убеждена в том, что в семье нужно разговаривать. Можно, конечно, жить на одной территории и молча заниматься своими делами, но это не семья. Социализация детей, их включение в общее хозяйство происходит в диалогах. Конечно, финансы – это чувствительная тема. Здесь много разночтений, могут конфликтовать жизненные приоритеты. А с другой стороны, как еще вы выясните эти приоритеты? Как еще вы проявите то, во что верит, чего желает ваш партнер и ваши дети, если не будете поднимать тему финансов?
Однажды я спросила у мужа и старшего сына: «Как ты считаешь, что ты получил в наследство от своих родителей?».

Во-первых, вопрос наследства всегда немножко бодрит. Это же вопрос жизни и смерти, кто что после себя оставил, а об этом нам тяжело думать. Однако, если задумываться, то можно найти в этом что-то очень ценное для себя. Например, первое, про что заговорил муж, были вещи нематериальные: образование, честь, достоинство, умение мыслить. Что удивительно, сын начал с того же. Во-вторых, я всегда боялась начать навязывать детям то, что важно тебе самому, и вдруг сын говорит: «Я наблюдаю за вашей с папой работой и, возможно, я тоже хотел бы заниматься финансами. Человеку нужно не так много, но его настоящая свобода зависит от его финансов. И я хотел бы уметь ими управлять». Неважно, пойдет он в итоге в эту сферу или нет, важно – это открыто обсуждать.

Показывать разные уровни целеполагания

Приведу пример, который у меня перед глазами. Есть семья, где родители создали определенный капитал и ведут семейный бизнес в области стройматериалов. Они всю жизнь шли от малого к большему: купили одну квартиру, заработали – расширились, еще заработали – купили дом. И так во всем. Старший сын тоже усвоил эту нехитрую философию и готов преумножать то, что перейдет ему от родителей. Он уже понемногу помогает в бизнесе, но большую часть времени он сочиняет музыку. Родители относятся к этому как к увлечению, стройматериалы и музыка – две разные планеты. А вот сын музыку считает нечто большим, чем просто увлечением.

А если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения открытого диалога и возможностей капитала?
Если задать вопрос: «А чего ты хочешь дальше?». Если из семейного капитала выделить 5 миллионов на твою страсть, то что ты будешь с ними делать? Во что она трансформируется? Как именно ты их инвестируешь в себя? Будешь продолжать заниматься музыкой или выберешь что-то иное? А это иное – что это могло бы быть? Чувствуете, как начинает разворачиваться поле возможностей? Поле, которое до всех этих вопросов было сужено до одной единственной дороги: работать в семейном бизнесе, отдыхая душой в сочинительстве.

Представьте, что к совершеннолетию ваших детей, ваш инвестиционный портфель составил 100 миллионов рублей. Руководствуясь принципом 10-30%, вы можете легко часть денег выделить детям, оставив остальное на свои мечты и проекты. 10-30 миллионов для ребенка – это отличный стартовый капитал. Он достаточен для любого старта, но не достаточен для жизни, то есть ребенку есть, над чем работать.

Более того, если не просто выделить ребенку эти деньги, а объяснить, как этот капитал образовался, в каком формате хранится, показать структуру портфеля, объяснить, как можно им управлять, то ребенок получит не только какую-то долю капитала, а систему, которая продолжит работать на него, как работала на его родителей.
Иметь big idea или четкий ответ на вопрос «зачем?»
В Штатах умерла american dream – отдельный домик для каждой семьи. Многие семьи из среднего класса уже живут в своих домах (хотя часто обременены ипотекой), другие и вовсе не считают его за мечту. Коммунистическая идея будущего «от каждого по способностям — каждому по потребностям» тоже провалилась. Во всем мире кризис больших идей. И он дезориентирует: на что копить? Что создавать? Не просто так возникают инициативы с передачей капитала на благотворительность: в отсутствие других больших идей, филантропия – способ достойно распорядиться деньгами.

Поэтому даже в рамках одной семьи очень важно иметь свою big idea.
Для меня она заключается в притче Иисуса Христа про таланты. Нам всем отсыпано что-то: кому-то —способности, кому-то — капиталы, кому-то — недвижимость, а кому-то — кот в сапогах. Наша задача — это приумножить и сделать так, чтобы твои «таланты» приносили пользу тебе и людям.

Эта древняя притча о талантах удивительным образом перекликается с современными принципами устойчивого развития от ООН. Потому что устойчивое развитие возможно лишь тогда, когда ты осмысляешь то, что у тебя есть, с благодарность относишься к своим корням и понимаешь, что ты сам и то, что ты делаешь – это «корни» для кого-то в будущем.

В антихрупкой финансовой системе принципы устойчивого развития заложены в принципах «портфельного инвестирования». Это дает человеку, с одной стороны, возможность мечтать о чем-то большом; а с другой стороны, именно эти мечты или большая идея – это повод задуматься о том, что будет с деньгами дальше и заняться вопросами наследия.

Поэтому для меня капитал XXI века – это история про осознанность, про доверие, про большие цели, которые вместе открыто и всесторонне обсуждаются в семье с вниманием к каждому члену семьи и уважением к его личным стремлениям.

И даже если у человека нет детей, вопрос наследия, того, что я оставляю после себя, все равно актуален. Что останется после меня? Зачем это все было? Как я могу материализовать свой капитал, будут ли это произведения искусства, технологии, какие-то проекты? Кому я их оставлю? Когда есть это понимание, жизнь становится более осмысленной.

Капитал – это возможность найти свою уникальность

Мы часто своим детям навешиваем свою картину мира и свое представление о том, что для них хорошо. Отсюда появляются дочки-балерины, реализующие мамину мечту, и сыночки-теннисисты, реализующие папину мечту. И все средства семьи направляются на одну великую цель, которая, скорее всего, не делает самого ребенка счастливым.

А что если использовать капитал для того, чтобы попробовать разное? Чтобы ребенок нашел свою мечту и реализовывал именно ее? Если и родители, и ребенок понимают, что внутри капитала можно осознанно создавать разные треки, где аккумулируются деньги под разные задачи, то получается, что управление капиталом – это проективная методика осмысления самого себя.
Финансы – это не совсем то, о чем вы думали.
Это то, о чем вы могли бы подумать, если бы отпустили на волю свои фантазии.
В этой фразе – главный секрет успешной стратегии создания капитала. И потом – успешной передачи его наследникам.

Не верите? Давайте разберемся подробнее.

Если разложить 20-летнюю финансовую стратегию на вехи, то в первые 5-10 лет человек чаще всего реализует большую часть своих осознаваемых желаний: дома, машины, путешествия – все это случается здесь.

А когда ты смотришь на дальнюю перспективу и начинаешь описывать, от чего хочешь кайфовать через 15-20 лет, то на поверхность выходят глубинные большие идеи. Кто-то мечтает создать свой акселератор научных исследований в области ресурсов человеческого мозга. Кто-то хочет открывать новые бизнесы. Кто-то понимает, что ему нужен поместье в горах/лесах, ферма, жить на всем своем и заниматься агротуризмом. А кто-то думает о мусороперерабатывающем заводе. Кто-то – о сети региональных школ для талантливых детей. Кто-то – о спонсировании медицинских центров или программ для особенных детей. Кто-то – о том, чтобы научиться танцевать и путешествовать по миру, участвуя в фестивалях.

Капитал становится ключом к финансовой свободе, а это значит, к свободе принимать решения, реализовывать любые идеи, мечтать масштабно и знать, что все возможно. Именно этому мы можем научить своих детей. Именно эти возможности мы можем им передать.
И в заключение – упражнение!
Непросто начинать разговор со своими детьми или близкими о деньгах и о наследии, если никогда этого не делал. Предлагаю вам три вопроса, которые создают очень ресурсное поле для диалога:

1. Что, по твоему мнению, ты получил в наследство от своих родителей, бабушек и дедушек? А что ты хотел бы получить?

2. Что ты сам планируешь оставить своим детям и почему?

3. Как ты считаешь, наша семья – богатая или бедная и почему?
Уверена, если открыто обсуждать вопросы наследия и наследства, вас ждет немало открытий!

Виктория Староватова
Лонгрид изготовлен агентством "Tell a story". Email: info@tellastory.ru