Воспитать финансовую осмысленность

Поговорим о передаче образа мышления и семейных ценностей через деньги
Виктория Староватова
создатель концепции антихрупких финансовых систем
Сейчас модно говорить об обучении финансовой грамотности с пеленок. Возможно, это компенсаторный эффект: раз в поколении родителей эта сфера знаний хромает, пусть хоть дети научатся.

Не разделяю этот подход: искусственное изучение предмета «финансовая грамотность» для ребенка неэффективно.

Деньги — это та сторона реальной жизни, которую просто невозможно обойти стороной. В финансах много личного и ценностного, здесь первичен диалог с ребенком и пример семьи.

Термин «финансовая осмысленность» гораздо точнее отражает суть воспитательной задачи. Важно передать детям образ мышления, который позволит принимать здравые финансовые решения, пополнять и передавать капитал в следующие поколения. Рассказать наследникам о банках, брокерах и их услугах проще простого: в широком доступе статьи, подкасты, видео на эту тему — стоит лишь захотеть изучить вопрос. Но этого всего лишь техническая сторона, и этого недостаточно.

В этой статье я постараюсь обобщить свой опыт как профессионала в области финансов и как мамы троих детей.
Знакомство с деньгами

Первое соприкосновение с деньгами начинается в дошкольном возрасте и не требует никаких специальных усилий. Дети видят деньги, их природное любопытство сделает свое дело. Достаточно просто поддержать интерес и дать возможность для исследования. Постепенно маленький человек сам углубится в тему.

Монетки — это целый мир: они сделаны из металла, звенят, у них ребристая окантовка, на них написаны цифры 1, 2, 5. Через любой предмет, заинтересовавший ребенка, можно дать гораздо больше его первоначального запроса. Монетку можно рассмотреть, взвесить, обвести карандашом, написать «монета» или рассказать об истории возникновения денег.

Действует такой же принцип, как и во всем воспитательном процессе: ребенок потянулся к ложке — дайте ему возможность кушать самому; проявил интерес к деньгам — помойте монетки и позвольте поиграть, объясните их функцию на уровне восприятия малыша.
Детям важно осязать. В этом - преимущество монет перед платежными картами, умными часами, телефонами. Современные средства оплаты станут понятны детям позже.
Навык избирательности

Как правило, дошкольники ходят в магазин вместе с родителями. Они становятся первой мишенью усилий мерчандайзеров, стремятся накидать в корзину всё и сразу. Успешно раскачивается потребительская мышца. Со своими детьми я начинаю вести разговор о том, что я бы и три тележки взяла, и что бы тогда стало? У детей фантазия работает отлично. Мы создаем ситуацию осмысления через вопрос и начинаем её раскручивать. И тут начинаются инсайты.
Иногда родители знают, что разговор не сработает и на кассе будет только хуже. Тогда мы договариваемся с ребенком заранее — пока мы ходим по магазину, можем положить в тележку все, что понравится, но на кассе выберем что-то одно. Если мы пришли за хлебом и сыром, то можем дополнительно купить одну сладость. Ребенку позволено брать несколько доступных вариантов, но затем настает время окончательного выбора.
Момент сортировки, избирательности и осмысления, а нужно ли это мне на самом деле, — важнейший навык современности.
Ведь с расходами во взрослом возрасте происходит то же самое. Рано или поздно приходится «убрать что-то из тележки». Если финансовая система нездорова, то однажды сама жизнь заставит отказаться от ненужного, причем болезненно и в неподходящий момент. Хорошая система — не та, в которую нечего добавить, а та, из которой нечего убрать.
Разумное потребление

Будущие школьники способны воспринять мысль о том, что деньги — это один из ресурсов на нашей планете, по аналогии с водой, электричеством, полезными ископаемыми, причем ресурс ограниченный. Это понимание — база для будущего осознанного потребления. Теперь настает время разговора о том, что в семье есть деньги, которые можно потратить сейчас и это разумно, а есть деньги, которые сейчас тратить неразумно. Еще есть деньги, которые можно потратить или не потратить — и это вопрос сознательного выбора. Также деньги — это ресурс, который позволит нам поехать в отпуск, купить собаку или оплатить обучение в будущем.

Карманные деньги тоже любят учет

Карманные деньги обычно появляются в первом классе. Дети стремятся получить их, чтобы ходить в школьную столовую или магазин. Это очередной шаг к самостоятельности.

Наступает время объяснить, что деньги любят учет. Лучше всего завести и разлиновать блокнот, подписать колонки «дата», «приток», «отток». Дети учатся через руку, специальные программы финучета в этом возрасте преждевременны. Можно предложить ребенку правила: следующий транш выдается по предъявлении родителю заполненного блокнота.

Естественно, каждый день надо считать остаток. Иногда стоит сверить остаток на бумаге с реальным положением дел в кошельке. Зачастую обнаружится недостача, с взрослыми такое тоже нередко случается.
Не стоит расстраиваться, когда юному финансисту надоест вести учет и он его забросит. Это значит, что текущий интерес к вопросу удовлетворен. Спокойное, уверенное, без ажиотажа отношение к деньгам — очень хороший результат.
Зачем нужны сбережения и что такое благотворительность

Не у всех детей, да и не у всех взрослых возникнет вопрос, зачем считать остаток. Инициировать обсуждение могут родители, заодно рассказать, что есть банк, куда можно разместить деньги под процент. Дети кайфуют от знания, что есть место, куда деньги можно вложить, и они сами множатся.

Вопросов о том, зачем копятся деньги в банке, тоже может не последовать. Однако это крайне важная тема для обсуждения. Можно рассказать, что в семье есть вклады, которые обеспечат карманные деньги на следующей неделе и через неделю, если не будет приходов. А в будущем можно оплатить ими обучение. И обязательно поинтересоваться, на что будет копить ребенок. У детей, конечно, на первом месте будут игрушки, о которых они мечтали, и подарки членам семьи на ближайший праздник. Можно подумать вместе о том, что школа закончится через 10 лет, а обучение в ВУЗе может быть платным. Ребенок может решить, что будет копить на обучение, и это будет социально-приемлемый ответ, от которого вряд ли загорятся глаза. Конечно, для ребят это слишком длинный горизонт планирования, но мы его постепенно расширяем. Стандартный горизонт личного финансового планирования составляет 20 лет, этот срок тяжело дается и многим взрослым.

В тот же период уместно познакомиться с понятием благотворительности, если это принято в семье.
Инвестиции — следующий этап финансового взросления

Новый виток финансового образования может начаться гораздо позже, в 7-8 классе. Не страшно, что все это время подарочные конверты от бабушек и дедушек пролежат на полке в детской. Всему свое время. Разговоры в семье об инвестициях не оставят вашего подростка равнодушным. Рано или поздно возникнет вопрос, почему родительские деньги работают, а детские — пылятся без дела. В этом возрасте мысль финансовая мысль работает уже более стремительно.

Для того чтобы начать путь инвестора, подростку необходима кооперация с родителями. Накопленных денег будет недостаточно для «взрослого» портфеля, а брокерские счета станут доступны лишь после совершеннолетия. Подросток может участвовать в родительском портфеле. «Портфель в портфеле» — хорошее решение для дружной семьи. Ребенок должен понимать, сколько вложил, на какую сумму пополнил, как вырос его портфель и как можно забрать средства. Следуя принципу «вложил-контролируй», подросток вполне способен создать свою лайт-версию учета. Пока суммы маленькие, вся информация уложится в голове и в записях в смартфоне.
Хорошая система — не та, в которую нечего добавить, а та, из которой нечего убрать.
Разумная цель

В старших классах цель высшего образования не кажется такой далекой, как была когда-то в начале пути. Юноши и девушки понимают, насколько сложно поступить на бюджет и хорошо ориентируются в стоимости обучения в разных ВУЗах, соотносят ее с возможностями своей семьи. Трезво рассчитывать свои силы — полезный навык во взрослой жизни. Будущие абитуриенты вполне справедливо полагают, что накопления могут понадобиться для оплаты обучения. И это уже не эфемерная, а вполне реалистичная цель, или жизнеспособный план «Б».

Свою следующую взрослую финансовую цель ребята, прошедшие описанный путь финансового осмысления, определят самостоятельно. Уверена, что цель будет здравой и достойной.
Зачем все это?

У думающих людей не бывает цели заработать все деньги мира. Деньги ради денег не зажигают глаза. Это всегда ресурс для достижения чего-то большего, для каждого оно свое: образование, путешествия, обеспеченная старость. Современной молодежи все реже нужны традиционные дома, квартиры, яхты. Они комфортно себя ощущают в sharing-экономике, и знают, что не обязательно чем-то владеть, чтобы чувствовать себя хорошо. Однако для них важна творческая реализация, занятие любимым делом. Капитал дает эту свободу выбора. Значит, его стоит создавать.
Поделиться с друзьями
P.S. Благодарим mel.fm за публикацию статьи Виктории Староватовой, основателя C.A.S.