МЕТОД КОТЛОВАНА

Чем он опасен, как увидеть котлован вовремя, и как выбраться из него, если там оказался
Виктория Староватова
создатель концепции антихрупких финансовых систем
Сегодня беседуем с Викторией Староватовой, основателем C.A.S, о котловане в финансах, о запасе прочности и о капитале, который есть у всех
Когда я слышу слово "котлован", то представляю себе стройку, экскаваторы, которые что-то копают. Метод котлована - это способ что-то построить?

Виктория Староватова:
В каком-то смысле это верно. Котлован чаще всего возникает на начальном этапе строительства нового проекта. У многих владельцев бизнеса в этот момент в учете финансов начинается перемешивание - где здесь мои деньги, а где уже не мои? И начинает работать такая логика: все, что есть, буду инвестировать в бизнес, а когда что-то понадобится - буду брать оттуда. Происходит некое слияние кошельков, которое на определенном этапе развития бизнеса способствует росту. Это и есть котлован.

Бизнес - как любимое детище. В него всегда вкладывается максимум времени, сил и энергии. Котлован еще сильнее смешивает дело и жизнь, бизнес поэтому кажется все важнее, и через какое-то время начинает затмевать все.
Чем же это плохо? Ведь невозможно успеть все. Но можно вложить все силы в бизнес, тогда достигнешь в нем максимального успеха.

В.С. У человека много разных сфер жизни. Их можно изобразить в виде значимых сегментов в колесе баланса. У меня, например, значимы девять сегментов, и похожая картина у многих. Это и здоровье, и дети, и путешествия, и бизнес, и деньги, и какие-то культурные предпочтения, и хобби.

Но случается, что успешный бизнесмен выделяет всего три сегмента — «я», «бизнес» и «деньги». Все. Кроме этого ничего нет. Если у него спросить: «Какая большая жизненная задача стоит у вас на вторую половину жизни?», он ответит: «Я не знаю, как сформулировать эту задачу». В итоге проявляется она примерно так — денег много, работы мало, а счастья нет. И оказывается, что работа, деньги, бизнес — это далеко не все, что было важно.
Бизнес - только часть финансовой системы человека
В.С. На самом деле, процессы шире, пространство шире, и во главе угла стоит человек, а не бизнес. У человека есть его финансовая система, и бизнес – только ее часть, один маленький шарик в огромном пространстве среди разных элементов.

И только через такое понимание происходит настоящий рост и самого человека, и его личной финансовой системы.
Ты сказала, что сначала слияние личных средств владельца с финансами его бизнеса происходит естественным образом. А в какой-то момент это начинает негативно отражаться и на бизнесе, и на личной финансовой системе собственника. От чего это зависит?

В.С.
Сначала руководитель - дирижер всего. Потом рядом с ним появляются еще люди, но какое-то время все делают все - есть полная взаимозаменяемость, каждый подхватит все, что необходимо для выживания. Это как с младенцем — принес из роддома, и все носятся вокруг него, все заняты.

Ребенок взрослеет, бизнес развивается, и возникает необходимость осмысления. Что же мы тут построили? Что сейчас необходимо? Как обеспечить осознанное развитие? В бизнесе развитие происходит через выделение бизнес-процессов, их описание, структурирование, выстраивание системы и определенного монитора, по которому можно дальше смотреть, как все развивается.

Если вернуться к аналогии с младенцем - по мере его взросления появляются школа, потом - выпускные экзамены, университет и так далее. Человек зреет, соответственно возникает необходимость…

Отпустить его на свободу?

В.С. Нет, сначала необходимо проанализировать текущее состояние и посмотреть, что позволит человеку или бизнесу действовать максимально самостоятельно.

Например, стали более зрелыми мозговые и поведенческие процессы у ребенка, или в компании удалось вырастить управляющего. Тогда функционируют и мозговой центр, и все органы — финансы, продажи и маркетинг, производство, HR.

Продуктовая линейка тоже должна либо обновляться, либо совершенствоваться, потому что ничто не вечно. В каждом из этих процессов работают разные виды капитала, и если ими не заниматься, они амортизируются и тают.
В.С. Когда на одном экране разложены все цифры, ты начинаешь их осмыслять. И можешь моделировать: изменится ли что-то, если я вот в этот раздел направлю, например, больше инвестиций или вот отсюда что-то заберу?

Это и есть управляемость бизнесом через цифры и данные. А когда пользуешься методом котлована, принимать в бизнесе точечные решения и рассчитывать на серьезный взлет невозможно. Это постоянное тушение пожаров, а не дальновидное стратегическое управление.
Объясни, пожалуйста, подробно, что такое метод котлована в финансах, как ты это видишь?

В.С. Например, я знаю, что мои приходы - сто тысяч, расходов у меня - на восемьдесят, и двадцать - получается отложить. Но не всегда. Иногда ничего не получается отложить, а иногда удается получить и сразу отложить шестьсот, если была премия или выплата дивидендов из прибыли бизнеса. Представьте себе, что есть две емкости, в которых варятся доходы и расходы. Разница между этими двумя емкостями - в третьей емкости, там сбережения. А потом третья емкость сбережений переполняется - и возникает вопрос: куда распределить деньги дальше?

Часто человек рассуждает так: не знаю ничего про инвестиции, разбираться лень, ну, буду делать то, что люблю - путешествовать, например. Или куплю новую машину, есть же деньги, могу себе позволить.

Так в личной системе возникает котлован (общая яма, котел) без выделения отдельных частей и структуры.
В.С. Структура нужна везде: и в притоках, и в оттоках, и в сбережениях. В притоках, например, должны быть выделены разные строки: в одной - зарплата, в другой - мои дивиденды, отдельно - дивиденды из другого бизнеса, субсидии, доход от аренды недвижимости, от ценных бумаг, налоговые вычеты.

Деньги любят счет. Если мы начинаем разбирать построчно, по элементам, из чего состоят мои притоки, как они поступают из месяца в месяц, в какую реку стекаются в годовом масштабе, как потом из нескольких рек складывается целое море или даже океан общей долгосрочной финансовой системы, можно увидеть много драйверов роста. Становятся видны конкретные точки, на которые мы можем влиять, и области данных, которые нам неподвластны.
В.С. Чтобы в бизнесе все работало как часы, первое, что нужно сделать - это разложить финансы на элементы и описать бизнес-процессы. Иначе у владельца возникнет ощущение, что либо он влияет на все (а так не бывает), либо от него ничего не зависит, и все процессы происходят неуправляемо. В личных финансах - то же самое.

И что, бизнесмены этого котлована не замечают?

В.С. Опытному владельцу бизнеса и предпринимателю интуитивно все понятно: котлован и целостная система есть в его голове, но в такой ситуации невозможно полноценное делегирование и масштабирование. Разложив бизнес по сегментам, начинаешь смотреть на него как на управляемый объект.

Как только бизнес становится большим, появляются большие обороты - механизмы управления меняются кардинально. Самая частая ошибка - остаться на стадии котлована в финансовом учете. Тогда собственник теряет управляемость растущим бизнесом, хотя его целью было ее сохранить.
Но если сравнить потоки, которые идут в бизнесе, и личные финансы, кажется что это даже и сравнивать нельзя, и время тратить жаль на какие-то личные финансы.

В.С.
На каком-то этапе, если мы отделяем друг от друга деньги бизнеса и свои собственные, действительно может показаться, что в бизнесе крутится больше денег и больше возможностей. Но это справедливо только до тех пор, пока человек выстроит личную финансовую систему. Потому что в ней реально можно обеспечить реализацию очень больших целей и задач, которые не измеряются только бизнесом.

Личная система тоже строится из похожих кирпичиков-блоков: притоков, оттоков, сбережений, инвестиций, но в личных финансах нет смысла делить расходы на постоянные, переменные, операционные, единовременные. В личных финансах нет смысла регулировать прибыль. Мы регулируем свои сбережения, а затем планируем инвестиции по строго заданным долям в структуре разных классов активов. Мы понимаем, что попеременно будут расти то одни, то другие классы активов, и за счет этого вся система будет постоянно уверенно расти.
Таким образом, мы как бы регулируем систему? Обеспечиваем ей запас прочности?

В.С. Да, и здорово, когда у владельца собирается этот запас прочности. Ему будет откуда взять средства в каких-то непредвиденных или ответственных ситуациях. Если нет подушки безопасности в широком смысле, если не создана антихрупкая финансовая система у его владельца, то и бизнесу в какой-то момент может стать тяжело.

Антихрупкая финансовая система создается не за месяц и не за год. Поэтому каждый месяц, если есть прибыль в бизнесе, значит, хотя бы часть владелец должен вывести к себе в виде дивидендов. Чтобы было хорошо и владельцу, и, в конечном счете, бизнесу тоже, чтобы был запас прочности. В самом бизнесе запас прочности строить бессмысленно, он должен все время крутиться, зарабатывать и генерить прибыль.
Только в личной финансовой системе возможно создать запас прочности
А как ты относишься к выводу дивидендов из бизнеса?

В.С. Если у тебя не создана своя антихрупкая финансовая система, ты имеешь полное право и должен выводить значимую часть (30-70% прибыли) к себе - и не прогуливать, не прокатывать в путешествиях, а создавать генерирующие пассивный доход активы.

Когда бизнес небольшой, бывает, что за сайт владелец платит из личных денег, несет какие-то другие расходы, потому что так сложилось, и он привык. Происходит перемешивание личных и бизнес-расходов. Это плохо для обеих систем.

Для бизнеса - плохо потому, что видны не все расходы, и завышаются суммы прибыли. Может оказаться, что бизнес убыточный, но это станет видно, только если честно все посчитать.

А если собственник включает в личный бюджет несколько видов бизнес-расходов, ему сложно будет делать сбережения и создавать собственную антихрупкую финансовую систему. А это нужно начинать делать как можно раньше.
На построение личной антихрупкой финансовой системы в среднем, нужно около 20 лет
Почему? На это нужно много времени?

В.С. Чем меньше амбиции человека, его "хотелки", тем меньший капитал потребуется для их реализации. Чем они масштабнее, тем больший капитал нужно вырастить и тем больше времени впереди нужно спланировать.

Кто-то целится в собственную виллу в Италии и безбедную жизнь с путешествиями. Кто-то ставит своей целью хорошее образование детей, а личные аппетиты у него более скромные.

В среднем, начав строить личную финансовую систему в 20 лет, можно достичь своей цели к 40-45. В 30 лет начал - значит, в 50-60 лет будет финансовая свобода.
Поделиться с друзьями
О том, как устроена антихрупкая финансовая система, и что делать, чтобы построить ее