От ведения учёта в 7 лет до брокерского счёта в 18:

как я учила сына финансовой осмысленности
Виктория Староватова
О своём подходе рассказывает инвестор, создатель проекта Capital Acceleration Systems и основатель Фонда инвесторов, меценатов и благотворителей
К чему я приобщаю детей:
У меня трое детей разного возраста: сыну восемнадцать, дочке десять и младшему сыну четыре года. Со старшим сыном мы долго и последовательно учились обращаться с деньгами. Это включало в себя несколько навыков и ценностей.

Быть финансово осмысленными

Я предпочитаю именно этот термин — «осмысленность». О финансовой грамотности много говорят и пишут, преподносят её как жизненно необходимую функцию. С этим я согласна. Но обучение в основном расширяет кругозор: что такое акции и налоговые льготы, кто такой брокер. Курсы по финансовой грамотности устроены как учебники с отдельными параграфами — знания не интегрируются в жизнь. А человеку важно соотнести их с собой, понять, для чего ему нужно растить капитал и как выстроить мудрое отношение к деньгам.
Курсы по финансовой грамотности устроены как учебники с отдельными параграфами — знания не интегрируются в жизнь
Эти вопросы лежат в плоскости финансовой осмысленности. Она подразумевает системный подход и начинается не с инструментов, а с понимания, как финансы помогают реализовывать жизненные задачи, как сделать их устойчиво растущими, на что я могу влиять, а на что нет.

Планировать свои финансы

Это образ мышления, который важно передать детям, и который основан на нескольких принципах
1
Контролировать доходы и расходы
Не нужно покупать себе все, что только захотел, важно научиться быть избирательным
2
Составлять бюджет на год и месяц
чтобы видеть всю картину своих денежных потоков по каждой статье расходов
3
Научиться накапливать средства и распределять их
так, чтобы хватало на всё, в том числе на инвестиции в активы
Не ставить деньги во главе всего

Я учу детей тому, что инвестиции — необходимая часть жизни, но в это не нужно уходить с головой. Важнее сфокусироваться на других ценностях и темах, на том, ради чего нам нужны деньги, каких целей мы можем с их помощью достичь и каким образом.
Как мы осваивали
тему денег и капиталов с сыном:
7 лет * 12 лет * 15 лет * 18 лет
7 лет, 2010 год. Карманные деньги

Созрела готовность

Сын проявил интерес к деньгам в первом классе. Мы начали давать ему карманные средства на школьный буфет, хотя было и бесплатное питание. Просто он увидел, что кому-то из одноклассников родители дают деньги. И у нас был разговор: раз мы выдаем тебе деньги, значит, ты готов учиться, как с ними обращаться. Хочешь узнать, как мудро распоряжаться деньгами? Он ответил: «Хочу».

Начали знакомиться с учётом

Для этого завели блокнот, разлиновали страницы, написали «дата», «+» и «-». Очень важно было освоить действия через мелкую моторику — так мозг развивается и лучше усваивает информацию. Сыну было интересно, ведь он делал что-то серьёзное сам, как взрослый. Потом он устал, ушел заниматься своими делами — и этого достаточно, первый шаг был сделан.

Определили, сколько нужно карманных денег на неделю
Чтобы вести учёт, важно понимать, сколько денег есть.
Сын спросил меня: «А сколько ты мне дашь?». В ответ я задала вопрос, сколько ему нужно. После этого сын пошёл думать, вернулся: «Наверное, рублей 100». На вопрос почему, сказал: «Ну, мне так кажется». Я объяснила, что подход «кажется» несерьёзный, мы же договорились делать по-мудрому, значит, нужно точнее понять, на что ему нужны деньги и сколько. После этого он снова ходил и думал, заметил, сколько стоит пицца, сок, вафли... Думаю, что он решил тогда покупать что-то одно каждый день, и просто сложил несколько цифр в уме. Понял, что ему нужно 50 рублей в неделю.

Мы договорились, что каждую неделю он будет получать 50 рублей, но с условием — записывать, сколько денег получил, потратил и сколько осталось. Первые два раза мы делали это вместе, а потом - он сам. В пятницу мы вместе садились и проверяли записанные цифры.
Учились пересчитывать деньги и искали ошибку

Когда в конце первой недели по записям оставалось 12 рублей, я попросила пересчитать реальные деньги в кошельке.

Сначала он не хотел: по блокноту ведь и так ясно: 12 рублей там должно быть. Но когда мы пересчитали, у сына случилось открытие: на самом деле осталось 11 рублей. Нужно было искать ошибку, и первой реакцией сына было махнуть рукой — пусть будет так, рублем больше, рублем меньше.

Чтобы объяснить, почему это важно, я привела пример: представь, что у тебя магазин, и продавец в конце дня сообщает, что прибыли 100 рублей, а на деле — 90.

Конечно, сын возмутился: как это так, это же мои деньги, разве кто-то может невнимательно ими распоряжаться. Он понял, что когда другой человек недобросовестно распоряжается твоими деньги, это проблема. Искать ошибку, быть внимательным при ведении учёта — это материальная ответственность. Видимо, есть смысл научиться и следовать этим правилам и самому, а иначе как потом донести это до кассира?

Стали думать, что делать с остатком в конце недели
Я объяснила, что остаток можно откладывать, копить, а не добавлять к новой сумме каждую неделю. Сын заинтересовался, и я спросила: «На что бы ты отложил эту сумму?»

Важно было сформулировать этот вопрос, потому что тогда сын сам ещё не мыслил бы такими категориями. Вопрос стимулировал его к размышлению. Даже если бы он не предложил свои идеи, он уже был бы восприимчив к моим вариантам, потому что вопрос остался сначала без ответа.

Он стал распределять деньги: это буду копить на Лего, это — на подарок маме, это — бабушке и так далее. Каждый рубль приобретал смысл. Это прообраз целевых капиталов — сумм, которые понадобятся в определённые моменты на покупку квартиры, образование детей, добавку к пенсии, финансирование нового проекта.
Потом сыну стало лень учитывать и откладывать деньги и он тратил всё под ноль

В 7 лет на примере 50 рублей в неделю он проживал на своём опыте, что значит остаться без накоплений, когда они вдруг нужны. Тогда мы обсудили, что кто-то откладывает деньги, чтобы потом учиться или на другие нужные вещи. Что это важно, потому что не всегда родители могут помочь. Так постепенно формируется осознание личной ответственности за реализацию своих потребностей, в том числе будущих.

В какой-то момент он решил не тратить ничего
50 рублей получил, сразу отложил. Обсудили другую крайность: если отказывать себе во всём, лишь бы быстрее накопить, это ухудшает качество жизни. Во взрослом возрасте людям приходится сталкиваться то с «финансовой засухой», то с «финансовым наводнением» — готовиться к ним лучше заблаговременно.

Наконец, он решил, что ему не нужны карманные деньги на буфет
Сказал, что ему достаточно бесплатных завтраков. И это тоже важное открытие: оказывается, человеку в реальности часто достаточно того, что есть — так мы прикоснулись к теме осознанного потребления .

Так сын вёл учёт месяц-полтора. Потом эта тема ушла из его жизни до 15 лет, и я не настаивала.
12—15 лет, 2015—2018-е годы. Подарочные деньги

Денежные подарки могут нарушить воспитательный процесс, который идёт в семье. Финансы — тонкая вещь, свободные деньги побуждают к импульсивным покупкам. Поэтому мы договорились о правиле: подаренную сумму храним мы с мужем и обсуждаем вместе с сыном, на что, когда и сколько ему действительно нужно, заботясь о преумножении свободной суммы.
Пока дети учатся и не могут самостоятельно финансировать свои жизненные потребности, правила устанавливают родители, учитывая пожелания детей и возможности семьи.

Но только контроль ничего не решает: нужен диалог, общее смысловое поле, в которое тема финансов органично встраивается.

Потом такие подарки иногда проходили мимо нас, сын хранил их в конвертах в шкафу и распоряжался небольшими суммами на подарки друзьям. Учёт он вёл по своему усмотрению. Возраст был такой, когда ему важно было чувствовать себя самостоятельным, и я не вмешивалась. При этом было ясно, что он не склонен к импульсивным покупкам. Предлагала обсудить, не хочет ли он иначе распорядиться деньгами, но он не был готов, и я не настаивала.
15— 18 лет, 2018—2021-е годы: интерес к вкладам и первый пай

В 2018 году сын спросил нас с мужем: «Вот вы инвестируете, ваши капиталы растут, а мои подарочные деньги в шкафу просто лежат? А я могу тоже вкладывать?» Тогда ему удалось накопить 37 тыс. рублей.

Мы кратко рассказали ему, что инвестировать можно в депозиты, недвижимость, ценные бумаги и прочие альтернативные инструменты. Объяснили, что в каждом случае разные риски и разная доходность. Для небольших сумм доступны только депозиты и ценные бумаги, но для этого нужно быть совершеннолетним, потому что деньги — это серьёзная ответственность.

Мы рассказали ему про брокерский счёт, но, как несовершеннолетний, он ещё не мог открыть его самостоятельно, поэтому мы предложили выделить для него пай в нашем инвестиционном портфеле. Объяснили, как это работает, обсудили пополняемые депозиты и как считается доходность, если регулярно вносить деньги. Сын внёс сбережения как пай, завёл файл для учёта (вначале это были просто заметки в смартфоне) и следил за изменениями своей доли раз в месяц.
2018
Прирост составил 23%, то есть +8510 рублей. И сумма выросла до 45 510 рублей.
2019
Сын добавил в пай ещё 12 тыс., прирост составил 29%, и в конце года доля сына выросла до 73 570 рублей.
2020
Он внёс 15 тыс. рублей, прирост составил 35%, а капитал достиг 118 тыс. рублей.
18 лет, 2021 год: финмодель и первый брокерский счёт

Перед открытием брокерского счёта я сказала, что для начала мы построим годовой бюджет и финансовую модель на 20 лет, чтобы увидеть все возможности и ограничения своей персональной финансовой системы.
Для создания Антихрупкой финансовой системы требуется не менее 3—5 лет, а чтобы вырастить капитал для долгосрочных жизненных целей, нужно 10—20 лет
Этот шаг важно осмыслить, сосредоточиться, всё рассчитать. Мы делали это вместе, подготовка заняла пару месяцев. Сын был очень заинтересован: наконец-то можно было открыть свой брокерский счёт, плюс он чувствовал ответственность, понимал, что нужно сделать всё по уму.

Что важно заложить в финмодель:
1
притоки, оттоки, сбережения и распределение сбережений
Цель — видеть ежемесячные потоки во все стороны, и для этого нужно подробно расписать всё по строкам. Подход «в целом в месяц мне нужно столько-то» неправильный. Важна детализация: репетиторы, подарки, продукты и т. д. Скрупулёзная работа, и на неё нужно время. Но так видна картина в целом и есть понимание, на что и как можно влиять;
2
Создать долгосрочную модель
Вместо месяцев в колонках прописаны годы, дополнительно их нужно разделить на вехи в 5, 10, 15 и 20 лет. И для каждой прописать, к чему стремишься, каким видишь будущее. Из этих вводных выстраиваются финансовые потоки;
3
Запланировать регулярные пополнения
Капитал будет расти эффективно, если приучить себя пополнять инвестиционный счёт хотя бы раз в месяц или квартал.
Долгосрочная модель составляется на годы вперед
Когда появилась полная готовность к открытию отдельного брокерского счёта, мы вывели пай сына из своего капитала — 118 тыс. рублей. К ним добавилось ещё 22 тыс. от продажи ненужных вещей перед ремонтом. Вложили их в структуру из индексных фондов с разными классами активов (ETF-акций крупнейших рынков, еврооблигаций, золота).

Согласно финансовой модели, по окончании университета регулярный активный доход позволит сыну делать более весомые сбережения и инвестиции. А через 12 лет его пассивный доход будет в два раза больше расходов — это та самая веха финансовой независимости, которая даёт достаточно ресурсов для реализации больших жизненных, профессиональных и творческих целей.
Прошло четыре месяца с момента открытия брокерского счёта

Сын ведёт две таблицы. В первой — динамика активов, по которой он следит за тремя показателями:

1. Рост базы капитала. Сейчас на его брокерском счёте 306 тыс. рублей, база капитала выросла на 166 тыс. за счёт прироста и пополнений.

2. Доходность. Цель — выйти на доходность 5—12% в рублях, и на это, как правило, уходит 3 года регулярных пополнений и ребалансировок структуры портфеля.

3. Структура капитала. Например, при схеме 90/10, то есть 90% — это акции, 10% — облигации и золото, каждый месяц нужно контролировать, не произошло ли критических изменений в соотношении долей портфеля. И если это произошло — нужно возвращать структуру к целевому распределению активов.

Вторая таблица — план бюджета: на какую сумму каждый месяц ему удаётся пополнить инвестиционный счёт и откуда берутся эти деньги.

Я вижу, что сын бережно относится к своим финансам. Сейчас рынки турбулентные, и это хорошее время, чтобы учиться спокойно относиться к взлётам и падениям активов. Я объясняю, что, если рынок падает, не надо судорожно всё продавать. Сын смотрит на ситуацию и рассуждает так: «Китай упал, получится закупиться более выгодно». У него нет лишних эмоций, а есть здоровый расчёт и понимание, как устроен рынок. Если ему нужна помощь, то я могу что-то подсказать.
Убрать лишние эмоции и азарт нам удалось личным примером и обсуждениями, как устроены мир и психология инвестиций.
Как я подхожу к теме денег:
Жду, пока у ребёнка созреет интерес

Детям важно развивать правильные финансовые привычки. Но я не считаю, что есть обязательная программа: в таком-то возрасте необходимо рассказать об этом и о том. При формальном подходе, как в школе, останется в лучшем случае 20% знаний.

Интерес к теме денег возникает естественно, он не должен спускаться сверху от родителей в духе «я считаю, что тебе нужно ...». Важно быть заботливым родителем, замечать, когда появятся первые вопросы: у кого-то в семь, а у кого-то в двенадцать лет или позже. И давать информацию дозированно, в зависимости от возраста.

Не мотивирую учёбу и домашний труд деньгами

Я раньше работала в HR, а каждый HR-специалист знает, что нематериальная мотивация глубже, долговечнее материальной и она ориентирована на ценности.

Учёба — самоценность. Мы объясняем детям, что у каждого человека есть работа, чтобы создавать ту жизнь, которую ему хочется иметь. Людям платят за результат, а для этого нужна подготовка. Подготовка и работа детей — учёба. Деньги они будут получать от клиента, который ценит их умения. А образование ценно прежде всего для них.

К тому же платить за оценки — значит лишить опыта. Потому что двойка может быть полезнее десяти пятёрок, которые заработаны на автомате. Ребёнок должен понять сам, всегда ли мир прогнётся под его желания. Не выучил урок — получил два, испытал стыд, возмущение. Не сделал снова — мир снова ответил.
Я разрешаю проживать все последствия ошибок. Это формирует ответственность за свои решения.

Домашний труд тоже изначально несёт в себе ценность: каждый вкладывает свои силы в создание общего уюта. И мотиватором к уборке должны быть не деньги, а что дома будут чистота и порядок. Или понимание: раз домашние дела копятся, то это всё нужно будет разбирать вместо того, чтобы всем пойти гулять. Здесь важнее забота друг о друге.

Учу понимать разницу в цене через отличие в качестве
Стимулировать интерес к сравнению цен ради сравнения цен — неверное решение. Материального и так много, и, на мой взгляд, это не нужно культивировать дома. А вот расширять кругозор нужно.

И это можно делать на примере молока в магазине. Желательно в том возрасте, когда ребёнок уже читает. Например, показать, какое молоко покупают в семье, вместе посмотреть состав и сравнить его с другим. Потом можно даже купить разное молоко и вместе попробовать, чтобы показать разницу в качестве. И уже после этого объяснить разницу в цене. Говоря о качестве, можно рассказывать о фермерах, об их труде и предпринимательстве.

В общении с детьми я не позиционирую деньги как самоценность, поэтому не могу порекомендовать книги или игры исключительно про деньги, кроме нескольких, где вижу более глубокий и интересный подход.
Поделиться с друзьями
благодарим Прокофьеву Дарью за участие в создании материала