Финансы личные и своей компании:
наводим порядок
Виктория Староватова
Виктория Староватова, основатель Capital Acceleration Systems, объясняет, как выстраивать разумные контуры финансовых систем и соблюдать баланс интересов.
Разделить личную финансовую систему и финансы своей компании в голове и в документах многим предпринимателям сложно. Но именно границы способствуют росту личного капитала и развитию бизнеса, делают обе системы устойчивыми, позволяют принимать трезвые управленческие и инвестиционные решения.
Растим личный капитал

Наведение порядка в финансах всегда начинается с выстраивания личной финансовой системы в векторе накопления капитала. Приоритет личной финансовой системе отдается по двум причинам. Во-первых, свой бизнес — часть жизни владельца, а не вся жизнь. Во-вторых, сформированный личный капитал дает стабильность и семье, и бизнесу. Он позволяет пережить неизбежные финансовые кризисы, а также делать вливания в любимый бизнес и, при необходимости, удерживать его на плаву.

Современный деловой человек является не только предпринимателем, инвестором, помимо этого — супругом (супругой), родителем, сыном или дочерью, имеет хобби и может быть благотворителем. Всему этому многообразию ролей должно быть место в личном финансовом плане.
Любой скачок выручки должен быть объяснен как минимум в голове, а лучше комментарием в таблице
Личная финансовая система отражается в ежегодном бюджете и долгосрочной финансовой модели. В первом документе содержится информация об операционном контуре финансов, во втором — прогноз по росту личного капитала и его соответствию жизненным целям человека. В бюджете подробно расписываются притоки и оттоки, формируется резервный фонд, а сбережения распределяются на инвестиции и крупные покупки.

Грамотное планирование личных финансов, наличие сценариев преодоления кризиса ликвидности, например, подушка безопасности или кредитная карта с длинным льготным периодом, позволят избежать искушения залезть в деньги фирмы для погашения непредвиденных личных расходов.


Выстраиваем границы со своим бизнесом
Свое дело является составной частью личной финансовой системы. Осознать это поможет мышление инвестора. Помимо вложений в бизнес, у собственника могут быть инвестиции в ценные бумаги, недвижимость и прочие классы активов, ведь диверсификация активов — ключ к созданию прочной личной финансовой системы.
составляющие личной финансовой системы
С позиции инвестора, который дальновидно управляет личным капиталом, очевидно, что вложения в бизнес являются самыми рисковыми и должны приносить высокий доход. Анализируя личную финансовую систему, инвестор сравнивает свои вложения в разные классы активов по доходности. Если доходность своей компании окажется низкой, это будет сигналом к принятию управленческих решений по повышению эффективности бизнеса.
Выстраиваем фундамент финансовой системы компании


Выстраивать автономную финансовую систему своей компании следует с самого начала. Однако сделать это можно в любой момент времени. Стратегическая и аналитическая работа требуют определенных усилий владельца. Однако впоследствии выстроенная система потребует минимального времени на ее поддержание, позволит принимать эффективные управленческие решения и даже позволит выйти из оперативного управления при необходимости.

В голове предпринимателя существует видение развития бизнеса. Необходимо понять масштаб амбиций и выложить на бумагу категории, которыми мыслит владелец бизнеса. Это может быть прибыль, выручка, маржа, количество клиентов или доля рынка. Это упражнение позволяет осмыслить видение, протестировать его в цифрах и прокачать навык работы с большими оборотами. Формулировка видения развития бизнеса и целей на 5 лет дает четкие ориентиры и владельцу, и команде — всем становится ясно, на чем нужно сфокусироваться.
Небольшие суммы владелец должен получать в обязательном порядке, иначе нарушается энергообмен, а это прямой путь к выгоранию
Среднесрочный план каскадируется до годового бюджета с помесячной детализацией. Бюджет состоит из трех блоков: притоки (выручка), оттоки (расходы), распределение прибыли на дивиденды и инвестиции в развитие бизнеса. В притоках записываем предполагаемый доход по клиентам/продуктам/менеджерам и подводим итог. Любой скачок выручки должен быть объяснен как минимум в голове, а лучше комментарием в таблице. Также тщательно прорабатываем блок расходов, выделяя и суммируя постоянные (аренда, фонд оплаты труда и так далее), переменные (себестоимость, проценты от продаж), операционные (например, банковские комиссии) и единовременные расходы, налоговую нагрузку. Расходы в бизнесе — важнейшие рычаги повышения эффективности, конкурентоспособности и прибыльности компании.
На следующем этапе анализируется динамика прибыли (разности между доходами и расходами) и, при необходимости, формируются резервы, которые защитят компанию от кассовых разрывов. Здесь же собственник определяет принципы распределения прибыли: дивиденды для вывода себе и инвестиции на развитие бизнеса. Также, войдя в роль инвестора, необходимо посчитать рентабельность (чистая прибыль/выручка) и сравнить ее с доходностью других классов активов в личном инвестпортфеле.

С первого же дня предпринимателю или его финансовому менеджеру нужно вести журнал хозяйственных операций и фиксировать все приходы и расходы. Это позволит проводить план-фактный анализ и совершенствовать прогнозирование будущих периодов. Даже если вначале в отчете о движении денежных средств будут одни нули, рано или поздно появятся другие цифры.

Крайне важно прогнозировать и отслеживать дебиторскую и кредиторскую задолженность, при ее возникновении в компании должны запускаться механизмы ее контроля и оптимизации.
Налаживаем систему финансовой отчетности владельца бизнеса

Таким образом, финансовая отчетность владельца бизнеса будет содержать следующие документы:
Выстроенная финансовая система позволит предпринимателю управлять процессом стратегически, а не латать дыры или тушить пожары в ежедневном аврале.
Деньги переходят границы

Деньги компании и деньги ее владельца, как вода в сообщающихся сосудах, будут переходить из одной финансовой системы в другую. Это происходит в четко определенные моменты и должно оформляться документально, чтобы в любой момент была возможность получить данные для анализа и принятия решений.
Средства компании переходят собственнику
в следующих ситуациях
в момент получения дивидендов
при выплате премии/бонуса
при получении заработной платы, если владелец вовлечен в операционное управление
при возврате инвестиций и получении процентов от выданных компании займов из личных средств.
при оплате процента за продажи, если владелец вовлечен в активные продажи
Владелец сам определяет правила игры, в зависимости от ролей в своем бизнесе. Здесь важно соблюсти баланс интересов: часть прибыли пойдет на развитие бизнеса, другая — на личные накопления. Если личный капитал еще не сформирован, для владельца целесообразно выводить до 50–70% прибыли. Если стадия накопления пройдена, можно ограничиться выводом 20–30%. Хотя бы небольшие суммы владелец должен получать в обязательном порядке, иначе нарушается энергообмен, а это прямой путь к выгоранию.
Когда деньги владельца становятся деньгами фирмы

Вложения в собственную компанию — один из возможных способов обеспечения ее роста. Здесь также требуется проанализировать состояние личной финансовой системы владельца и соблюсти баланс интересов личного капитала и бизнеса: возможно, банковский кредит или прямые инвестиции третьих лиц будут выгоднее.

Если все же принято положительное решение об инвестициях в собственный бизнес, нужно заключить договор между владельцем и компанией, предусмотреть адекватные проценты за использование денег и прописать график возврата тела кредита и процентов, сопоставив его с графиком притоков и оттоков в личном финансовом плане. Нет никакой разницы, дает ли заем владелец компании или некто Иванов — подход одинаков. Для инвестора проценты по займу — пассивный доход, для компании — статья расходов.
Схема. Перетекание денег из личной финансовой системы в компанию и наоборот
С чего начать
Безусловно, настройка одной или нескольких финансовых систем требует времени и интеллектуальных ресурсов. Однако вложиться в создание системы нужно всего лишь один раз. Ее поддержание потребует внимания не чаще одного раза в месяц. Выстроенная система освободит ресурсы и будет работать на вас многие годы.

Людей обычно пугает необходимость планирования. Нужно сразу допустить, что в планировании случатся серьезные погрешности. С каждым годом точность планирования будет увеличиваться. Страх ошибок не должен препятствовать движению вперед.
Сделать финансовый план в одиночку может быть сложно и страшно. Тогда на помощь приходят наставники, менторы, партнеры: предпринимателю полезно обсуждать финансовые отчеты компании ежемесячно или ежеквартально.

Чтобы навести порядок в финансах, не обязательно ждать нового года или очередного понедельника. И в личной, и в финансовой системе начинать планирование нужно с первого числа следующего месяца. Допустим, вы решили заняться финансами в мае, значит с 1 июня начнется ваш новый финансовый год. Если требуется привести в порядок и личную финансовую систему, и деньги фирмы, лучше заложить на это два месяца. В первом месяце несколько дней отвести на проработку личных финансов, во втором — финансов фирмы.
Поделиться с друзьями
P.S. Благодарим Деловой Мир за публикацию статьи Виктории Староватовой, основателя C.A.S.